Программа деятельности детской
организации «Жас Ұлан» ГККП «Детский юношеский центр при отделе образования
Атбасарского района»
Надо видеть себя в детях, чтобы
помочь им стать взрослыми, надо принимать их
как повторение своего детства, чтобы
совершенствоваться самому, надо,
наконец, жить жизнью детей, чтобыбыть
гуманным педагогом.
Ш.А. Амонашвили
Стремительно
меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Что же такое
воспитание?
Воспитание
– процесс целенаправленного
управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии
воспитателя и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Воспитание
– это искусство. Искусство
прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение,
самостроительство, самосовершенствование.
Воспитание
– это чувство, голос души и сердца. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно
для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку уютно,
где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет
интересен себе и другим.
Программа
деятельности детской организации «ЖасҮлан» ГККП "ДЮЦ" составлена на
основе идеи «педагогике общей заботы». В ней лежат следующие принципы: социально
полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество
детей и взрослых, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает
такие идеи коллективного творческого воспитания, как:
· коллективная организация деятельности;
· коллективное творчество;
· коллективное целеполагание;
· эмоциональное насыщение жизни коллектива;
· общественная направленность деятельности коллектива.
Суть
каждой из этих идей заключается в следующем: коллективная организация
деятельности предусматривает участие в планировании, подготовке, проведении и
обсуждении совместных дел всех членов коллектива; коллективное творчество-
проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
коллективное целеполагание- совместную выработку и осмысление взрослыми и
детьми целей и идеалов своей коллективной жизни, а также выбор на основе этих
целей предстоящих общих дел; ситуации- своеобразные эталоны, идеалы
коллективной деятельности и общения; общественная направленность деятельности
предусматривает деятельность на пользу и радость людям.
Цель
программы деятельности «ЖасҰлан» - формирование личности с высоким чувством патриотизма,
казахстанской культурной идентичности, гражданской ответственности,
функционально грамотного, способного к самосовершенствованию и самореализации
человека.
Задачи
программы «ЖасҰлан»:
· способствовать развитию нравственных, морально-этических
норм своего и других народов, умению соотносить свои устремления с интересами
других людей и социальных групп, социализации личности и ценностных ориентиров;
· содействовать формированию казахстанского самосознания и
культурной идентичности, навыков соблюдения гражданского долга, толерантности и
патриотизма;
· способствовать формированию навыков здорового образа
жизни, развитию физической культуры через организацию спортивных,
туристических, поисково-экспедиционных и краеведческих программ;
· содействовать развитию функциональной грамотности,
профессионального самоопределения, предпринимательских, экономических
компетентностей;
· способствовать развитию правовых компетенций, гражданской
активности и политической грамотности;
· способствовать формированию у детей экологической
культуры, сознательного отношения к окружающему миру.
Содержание программы
Деятельность
детской организации «Жас Улан» осуществляется по отдельным
направлениям, каждое из которых имеет свои цели и задача, ориентированные на
предоставление каждому ребёнку возможности попробовать себя в различных
социальных ролях и выбор вида деятельности в соответствии со своими желаниями, потребностями и опытом: «Руханият», «Отан»,
«Салауат», «Жеті жарғы», «Мен көшбасшымын», «Зерде», «Экоәлем», «Өзімнің дауысым».
Направление «Отан»
Цель: воспитание гражданственности и казахстанского
патриотизма, уважения к истории страны, её символам, людям страшего поколения,
обычаям, традициям и культуре народов, населяющих республику.
Задачи:
· Проведение праздников, конкурсных программ и мероприятий
по культуре, истории Казахстана, обычаям и традициям казахского народа и
народов, живущих на территории республики;
· Работа по правовому образованию и воспитанию детей и
подростков;
· Работа по изучению родословных своих семей, генеалогии
людей, прославивших Казахстан в той или иной сфере общества, и в рамках этой
работы проведение конкурсов на знание генеалогии и т.д.;
· Всевозможные мероприятия по изучению и популяризации
знаний учащихся по истории Казахстана, Конституции РК, государственным
символам, правам и обязанностям гражданина.
Направление«Салауат»
Цель: пропаганда здорового образа жизни, популяризации спорта,
спортивных и народных игр.
Задачи:
· Привитие и развитие у школьников жизненных навыков,
необходимых для поддержания и сохранения здорового образа жизни, жизни без
употребления вредных привычек;
· Информированность и знания школьников о вредных веществах
и опасных последствиях их употребления.
Направление «Руханият»
Цель: выявление и развитие разнообразных талантов и
способностей детей и подростков, создание ситуации успеха для каждого ребёнка
через привлечение его к различным видам индивидуальной и коллективной
творческой деятельности, эстетическое воспитание учащихся.
Задачи:
· Проведение игровых, интеллектуальных, музыкальных
мероприятий, конкурсов;
· Встречи, конференции с известными людьми города, области
(писателями, художниками);
· Функционирование кружков, секций с учётом интересов
и потребностей детей;
· Организация разнообразного и полезного досуга детей и
взрослых, проведение совместных мероприятий, праздников.
Направление «Мен көшбасшымын»
Цель:
создание условий для реализации
возможностей каждого ребёнка в достижении успеха, развитие умений творчески
решать любые задачи, быть организатором, уметь общаться со сверстниками,
повышение интеллектуального и культурного уровня подрастающего поколения;
Задачи:
· выявление и реализация лидерского потенциала личности
ребёнка;
· формирование у подростков умения организованности,
оптимального общения; создание условий, позволяющие
находить конструктивный опыт «ситуация Успеха».
Направление «Өзімнің дауысым»
Цель: создание условий для реализации и развития литературных
творческих возможностей ребёнка через журналистскую деятельность. Реализации этих целей призваны способствовать:
· Выпуск информационных листков, бюллетеней, газет,
рассказывающих о деятельности детской организации;
· Создание информационной базы (лучшие статьи, фотографии,
рисунки детей,который можно публиковать в газетах);
· Проведение конкурсов на лучшую газету, статью, фото, очерк
и публикация лучших работ в СМИ.
Направление «Жеті жарғы»
Цель:
формирование правового сознания,
правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.
Задачи:
· Формирование правовой грамотности
подрастающего поколения,
· Воспитание правосознания подростков;
· Формирование правовой компетентности гражданина;
· Социализация личности школьника.
Направление «Экоәлем»
Цель:
создание широких возможностей для
творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Задачи:
· Воспитание экологически целесообразного поведения как
показателя духовного развития личности;
· Формирование экологического мышления и экологической
культуры учащихся;
· Развитие таланта и способностей как особой ценности;
· Формирование здорового образа жизни учащихся.
Направление «Зерде»
Цель: Развитие и формирование интеллектуальных способностей,
интереса к научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
· Формировать и развивать культуру умственного труда
учащихся;
· Развивать культуру чтения и речи;
· Формировать навыки монолога, диалога, дискуссии;
· Организовывать работу по развитию памяти, воображения,
внимания, представлений, восприятия.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые
результаты функционирования РЕДЮО «ЖасҰлан» прогнозируются следующие:
· из каждого жасулановца сформируется творческая,
компетентная, высоконравственная, патриотичная личность с ярко выраженным
казахстанским самосознанием и культурной идентичностью;
· развитие лидерских, организаторских и исполнительских
способностей, трудолюбия и ответственности у подрастающего поколения;
· снижение правонарушений среди подростков и процент их
вовлечения в организацию;
· расширится сфера применения детских социальных инициатив,
новаторских методов развития личностных способностей в соответствии с
потребностями и интересами детей;
· повысится социальная активность и гражданская
ответственность школьников;
· повысится роль организации «ЖасҰлан» в совместной
деятельности с семьей, организациями образования, органами
местного самоуправления, общественными объединениями и другими структурами гражданского общества.